dmitrik: (Tea Cup)
[personal profile] dmitrik
— Тебе нравится Бабель?
— Ну, это смотря какая бабель...

Старый одесский анекдот


Это меня «Ликвидация» и многочисленные обсуждения вокруг неё подбили на эти размышления, конечно. Но пора, пора высказать здесь уже давно внутри сформулированное и наболевшее.

Мне иногда кажется, что нынешняя Одесса — это результат мифотворчества. Причем миф был создан одесситами для себя на «поприкалываться», потому что нельзя же быть всё время маниакально серьезным и надо время от времени смеяться над собой, а взят в оборот приезжими, потому как с мифом же проще, чем с реальностью. Одесситы же быстро сориентировались и теперь просто зарабатывают на этом деньги. Ну, и правильно.

Что такое Одесса для подготовленных приезжих? Это «они все такие остроумные», это Черноморск Ильфа и Петрова с пикейными жилетами, это Молдаванка Исаака Бабеля с говорком «Беня знает за облаву» и это Привоз и коммунальные дворики миниатюр Михал Михалыча Жванецкого. В чем мифы? Во-первых, 70% этого всего уже давно не существует, а во-вторых, все видят картинку и никто не понимает причин. Если одессит не покажет приезжему Одессу и не расскажет кто всё это придумал, он так и будет думать, что вышеперечисленным Одесса и исчерпывается.

В одной компании, в которую я имел счастье как-то попасть во время пребывания в славном городе Кишиневе, человек, приехавший из Киева, сказал мне: «Ты же одессит, расскажи нам что-нибудь веселое». Ну, ясно, да? «Раз артист, так с песнею», Андрей Вадимович как всегда зрит в корень. Да, у нас есть шикарные КВНовские традиции и Михал Михалыч, но надо же отличать поголовное остроумие от культивируемых культурных традиций и исторически обусловленной тяги к свободе самовыражения в интеллектуальных видах деятельности. Не получается, миф о невиданном остроумии одесситов живее всех живых.

И, конечно, отдельная история — это миф об «одесском языке». Во-первых, очень вас прошу, не делайте выводов о нем из «Ликвидации» и не учите наизусть цитаты оттуда. Там много забавного, но язык «Ликвидации» — это внешне похожая на оригинал подделка, которую, правда, целиком и полностью извиняет то, что сделана она с любовью. Неумело, но с душой. Если же вы хотите настоящего «одесского языка», то читайте Бабеля. Читайте его «Одесские рассказы». Вот это да, вот это язык Молдаванки.

А во-вторых, откуда этот самый «одесский язык» взялся. Разумеется, Одесса всегда была многонациональным городом. Да, здесь перемешаны и русский, и украинский, и греческий, и немецкий, и итальянский. Однако чтоб вы понимали: согласно переписи населения 1892 года в Одессе жило 32,9% евреев по отношению ко всему населению города (отсюда). Т.е. треть города составляли евреи и между собой говорили они вовсе не на перечисленных выше языках. Они говорили на идиш. Все эти «бекицер», «геволт», «тухес» и «шлимазл» — это слова из идиш. При этом вы же понимаете, на 120 тысяч человек всегда приходится мало образованных и богатых и много необразованных и бедных. Бедные евреи Одессы жили в своем бедном районе — Молдаванке. Она, что характерно, и сейчас выглядит так же бедно — в той же «Ликвидации» это хорошо видно. Так вот, этот наш знаменитый «одесский язык» — это не что иное, как попытка необразованного одесского еврея, общающегося большей частью с такими же необразованными одесскими евреями, высказать на не очень хорошо известном ему русском языке свои мысли, которые он внутри себя думает на родном ему идиш. Специфическая интонация прилагается. Вот так вот. Ну, а в бедных районах всегда пышным цветом цветет преступность, которую и возглавляли люди, с которых списаны и Беня Крик, и Фроим Грач, и другие герои рассказов Бабеля.

Но это всё уходит. В семидесятых годах коммунистическая партия дала «добро» и состоялась первая волна еврейской эмиграции. А на исходе восьмидесятых состоялась и вторая. Сейчас в Одессе евреев меньше 1% от миллионного города. И, как легко догадаться, этот один процент идиш не знает. До сих пор моя восьмидесятидвухлетняя бабушка, когда хочет сказать что-то маме так, чтобы никто вокруг не понял, говорит на идиш. Но вот мама говорить на нем уже не умеет, хотя и понимает. Про меня, я думаю, понятно. Думать на идиш, а говорить при этом на русском больше почти некому, дай Бог, чтобы эти самые «почти некому» жили 120 лет. Так что сейчас «одесский язык» — это тоже почти целиком и полностью миф.

Вот и всё. Это если говорить о причинах. А причины — это, сами понимаете, не мифы. Причины — это реальность. И, по-моему, реальность — она интереснее любого мифа во сто крат. Будете в Одессе — ищите то, что за мифами. Оно не прячется, оно на виду. Остановите на улице какого-нибудь немолодого одессита и он расскажет. Он ткнет пальцем во вроде бы обычный и малопримечательный дом и расскажет вам за Одессу. Это будет голос реальности, слушайте его. Вы не пожалеете. ;)

(no subject)

Date: 2008-03-13 11:03 am (UTC)
From: (Anonymous)
Dimka, ti cho, ti chego reshil dushu poterzhat s utra po ran'she.

Tut ludyam naraboty sobirat'sya, a ruki na knizhnie polki potyanulis'. Pridetsya Babelya v metro perelistivat' segodnya, a tam sest' negde. Vot tak. Fu na tebya.

Maika

(no subject)

Date: 2008-03-13 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Прости, дорогая. :) Так получилось. Давно зрело и вот прорвалось. :)

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-03-13 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-13 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-03-13 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] silly-n.livejournal.com
Ай, хорошо сказал. :)

(no subject)

Date: 2008-03-13 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Так это ж Одесса. Разве ж о ней плохо можно? :)

(no subject)

Date: 2008-03-13 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] tasha-london.livejournal.com
руки потянулись за Бабелем... Хотя читала я его уже 3 раза... вот уж действительно, настолько этот пост попал в настроение, что захотелось и перечитать, и пересмотреть Ликвидацию, которая из последних сериалов привлекла мое внимание впервые) я уж и забыла, когда я так регулярно смотрела телевизор))))

(no subject)

Date: 2008-03-13 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Бабеля можно перечитывать бесконечно, да. :)

(no subject)

Date: 2008-03-13 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alec-milkin.livejournal.com
Про еврейскую неграмотность это ты хорошо сказал. Очевидно, очередной одесский миф.
Не было у евреев неграмотных. Совсем.

(no subject)

Date: 2008-03-13 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Речь не про умение читать. Речь про образованность. При чем предложенем выше об этом написано. Но ок, я исправлю, дабы не было придирок.

(no subject)

From: [identity profile] alec-milkin.livejournal.com - Date: 2008-03-13 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-13 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-03-13 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] satinenok.livejournal.com
Quote:
«Ты же одессит, расскажи нам что-нибудь веселое»


Ой да.. Мы даже когда на Кавказе (Кабардино-Балкария) в походе были, на базах стандартная ситуация: "Вы с Одессы? А ну-ка расскажите анекдот!"

Но, что приятно, Одессу, благодаря этим легендам, знают везде. По крайней мере, по бывшему Союзу. Ни разу не было вопросов, мол, а где это, а что это за город?

А в Карпатах забавляла другая реакция: народ либо хвастался тем, что они там были когда-то, либо что там родственники - в общем, хоть как-то старались к Одессе "приписаться" :)

(no subject)

Date: 2008-03-13 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Это да, знают везде. Что есть, то есть.

(no subject)

Date: 2008-03-13 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] katidotk.livejournal.com
Я думаю, что восприятие любого города "снаружи" - миф, будь то Одесса или Москва или Париж, например. И колорит города - это плоская лубочная картинка. Но я к этому отношусь как к норме жизни, что уж тут поделаешь. И можно только гордиться, что у Одессы есть, хоть не совсем реальный, но очень яркий и отличный от других городов колорит.
А по поводу необразованных евреев - дай бог остальным образованным быть столь же необразованными! Среди моих друзей и знакомых, возможно, большая часть - одесские евреи, потомки тех, кто не уехал. И я восхищаюсь интеллигентностью и умом многих из них. :)

(no subject)

Date: 2008-03-13 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
По поводу лубочной картинки я полностью согласен - это типично для любого города, да. А про интеллигентность - ну, Ксюш, во-первых, не стоит сравнивать нынешние времена и ситуацию столетней давности, а во-вторых, я же писал, что речь же не о всех одесских евреях, а о бедных районах, о Молдованке. :) Я же не зря Бабеля упомянул. Вспомни биндюжника Менделя Крика и других персонажей его рассказов. ;)
From: [identity profile] drakoniha.livejournal.com
Сто процентов. Я сейчас езжу в Еврейскую больницу, просто ужасаюсь. Там даже маршрутки не ездят, только один трамвай, которого ждала полчаса. Машин мало, вывески - как из 91 года, единственное приличное крыльцо - у штаба партии Регионов. Это так, пробежавшись квартал по улице замечаешь.
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
И это Мясоедовская еще ничего выглядит после ремонта. А вот если пройтись по, скажем, Мечникова или к Стараконному рынку спуститься, то вот там оно всё и видно.

(no subject)

Date: 2008-03-14 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] g0blin.livejournal.com
Я не знаю куда вы там ездили, но столица Бессарабии зовётся Кишинёв и территориально совпадает со столицей Республики Молдова, городом Chişinău.

(no subject)

Date: 2008-03-15 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Гы-гы-гы. А описику исправил, конечно, ага.

(no subject)

Date: 2008-03-14 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
Спасибо!

(no subject)

Date: 2008-03-15 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
На здоровье, конечно. :) А за что? ;)

хорошо сказано! :)

Date: 2008-03-14 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dackel.livejournal.com
Я пыталась неоднократно сформулировать те же мысли в разнообразных беседах с не-одесситами, но так и не собралась изложить их письменно, а теперь уже, вероятно, и не соберусь. Если можно, я хотела бы дать ссылку на ваш текст у себя в жж.

Re: хорошо сказано! :)

Date: 2008-03-15 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Конечно, можно. :) Это ж интернет, он весь из ссылок сделан. :)

спасибо! :)

From: [identity profile] dackel.livejournal.com - Date: 2008-03-15 10:03 am (UTC) - Expand

Re: спасибо! :)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-15 11:14 am (UTC) - Expand

Re: спасибо! :)

From: [identity profile] dackel.livejournal.com - Date: 2008-03-15 01:14 pm (UTC) - Expand

Re: спасибо! :)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-15 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-03-15 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
Спасибо, умный и добрый пост. Я, ленинградская еврейка, никогда не знала идиш, так же как и мои родители. Сейчас живу в Голландии, и как раз недавно сама себе хихикала о том. что теперь понимаю, откуда взялись многие т.н."одесские" выражения - это же калька с идиш! А я это наконец-то осознала. потому что голландский и идиш - родственные языки.

(no subject)

Date: 2008-03-15 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Спасибо Вам. :)

(no subject)

Date: 2008-03-15 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] geneus.livejournal.com
>попытка необразованного одесского еврея, общающегося большей частью с такими же необразованными одесскими евреями, выссказать на не очень хорошо известном ему русском языке свои мысли

Где же логика? Если это было два еврея, родным для которых был идиш, то и говорили бы на идиш.
Вопрос, однако, на каком языке общались остальные 68,1% населения. Точнее та, необразованная, его часть, которая не питала интереса к тому, чтоб стараться говорить и обучать детишек говорить на русском литературном языке?
Был одесский язык прерогативой обрусевших евреев? Или скорее выработанным многонациональной беднотой языком межнационального общения?

>И, как легко догадаться, этот один процент идиш не знает.


Знаете, как кораловый атолл: гора ушла под воду, но опоясывающие ее кораллы остались на поверхности. Евреев может и нет, но их вклад в местный диалект мог остаться.

(Я не этнограф, потому не берус утверждать, так ли это на самом деле)

(no subject)

Date: 2008-03-15 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Мне сложно оценить то, каков был путь «одесского языка» дальше, вне еврейской общины города. У меня для этого слишком мало информации, а догадки строить — это, сами понимаете, не шарман. Я просто обозначил источник, то место, где он возник как явление.

(no subject)

Date: 2008-03-15 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] topboot30.livejournal.com
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке (http://topbot2.livejournal.com/4295598.html)
Почитать текст со всеми комментариями можно тут (http://deep-water.ru/?http://dmitrik-b.livejournal.com/42250.html)
Это Ваш 1-й ТОПовый пост за последний год (http://deep-water.ru/top/). Посмотреть статистику автора можно тут (http://deep-water.ru/top/info.php?id=7381).
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточникImage

(no subject)

Date: 2008-03-15 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] aahzraven.livejournal.com
+1000. Устал это объяснять.

(no subject)

Date: 2008-03-15 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
А шо, те, кому объясняете, сопротивляются? :)

(no subject)

From: [identity profile] aahzraven.livejournal.com - Date: 2008-03-16 04:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-16 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aahzraven.livejournal.com - Date: 2008-03-16 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-16 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-03-15 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] fellya.livejournal.com
Согласна с вами, выросла почти на Молдаванке-Чижикова,99 в коммуне...

(no subject)

Date: 2008-03-15 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] simeon75.livejournal.com
Любопытно).

(no subject)

Date: 2008-03-16 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Ага, мне тоже. ;)

(no subject)

Date: 2008-03-15 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] katrinka2.livejournal.com
А я вот со смехом вспоминаю, как парень нервно дергалался и засветло хотел выбраться от нас, мы тогда на молдаванке жили, на Болгарской. Говорил, что район сильно страшный. Я ему нашу дверь показала, чуть ли не картонную с китайским замком, который, открывался любай булавкой. Он бедный чуть не умер. Тоже миф о супер страшном районе. Там во дворах двери постоянно открыты

(no subject)

Date: 2008-03-16 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Ну, это парня, конечно, перепугали не в меру. :) Но да, рассказы о тамошних гоп-стопах ходят с завидным упорством. Миф это или нет — мне оценить сложно, но полагаю, что мифологичным является не сама криминальность Молдаванки, а сильно раздутый страхом масштаб этой криминальности.

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2008-03-27 05:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-03-17 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] leonya.livejournal.com
Spasibo, Dmitriy. Ochen' interesno. Ya, kak byvshiy odessit, soglasen s toboy. (ya vse-taki schitayu, chto byvayut byvshie odessity - hotia by potomu chto izmenilsia gorod, a ne ptomu chto ya uzhe tuda ne vernus').

No u menia drugoy vopros, ne zanimalsia li ty v Odesse shahmatami v shkole na Chicherina. U menia tam byl znakomiy po familii Barabash, vneshne napominayushchiy userpic i vozrast vrode podhodit. No mnogo vody uteklo s teh por, konechno :) Moya familia Geyer, mozhet chto-to govorit?:)

(no subject)

Date: 2008-03-17 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Занимался, да. :) Воды с тех пор действительно утекло черт знает сколько, но фамилию Геер я помню. Мы же, кажется, играли вместе, пытаясь второй разряд получить, да? Так что привет, Леня! :)

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-17 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-17 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-18 02:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com - Date: 2008-03-27 05:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-27 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-27 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-27 09:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-27 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-27 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-27 10:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-27 10:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-03-27 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonya.livejournal.com - Date: 2008-03-27 11:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-03-27 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-28 04:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2008-03-28 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com - Date: 2008-03-28 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-03-27 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] redshapka.livejournal.com
Еще на следующий день после Юморины не надо тоже приезжать. Ну если не хотят себя почувствовать в общественном туалете :(

(no subject)

Date: 2008-03-27 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Катя, прочитай мой сегодняшний пост! Хы-хы. :D

(no subject)

Date: 2008-04-01 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] o1d-bones.livejournal.com
Толково изложено. ;)

Почти всё так, как я себе и думал и иногда уставал объяснять знакомым из других городов (мысли великих сходятся ;) ). Если что - буду здавать ссылку на этот твой пост. :)

(no subject)

Date: 2008-04-01 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
Спасибо, старался. :)

(no subject)

From: [identity profile] o1d-bones.livejournal.com - Date: 2008-04-01 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-08-13 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nat-ro.livejournal.com
Замечательно написано! Именно с такими мифами, с которыми, если честно, совсем не хочется расставаться, и в которые хочется верить и дальше, я как-то навещала родственников в Одессе... :)

(no subject)

Date: 2008-08-13 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitrik.livejournal.com
> Замечательно написано!

Спасибо. :)

> Именно с такими мифами, с которыми, если честно, совсем не хочется расставаться,
> и в которые хочется верить и дальше, я как-то навещала родственников в Одессе... :)


Хех. :)

April 2022

S M T W T F S
     12
3 456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 29th, 2025 04:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios